+7 (812) 313 23 24 191186, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,
Б. Конюшенная, д. 27, БЦ «МЕДВЕДЬ»
Главная » Мы в прессе » "Для банков это дополнительный рычаг для проверки клиентов на платежеспособность"

"Для банков это дополнительный рычаг для проверки клиентов на платежеспособность"

Национальное бюро кредитных историй предлагает сверять персональные данные желающего получить кредит с информацией об уже имеющихся заемщиках. Генеральный директор компании "Кредитный и страховой брокер "Класс!" Алексей Казарин, замгендиректора бюро кредитных историй "Эквифакс" Николай Бочаров обсудили ситуацию с ведущим Андреем Норкиным.

 Согласно инициативе, при совпадении рабочих или домашних телефонов, а также адресов сотрудники банка будут оценивать кредитную репутацию уже имеющегося у них клиента.

 — Господин Казарин, могут ли банки собирать персональные данные о потенциальном клиенте? Он ведь еще не заключил с ними никаких договорных соглашений, насколько это законно?

 А.К.: Это действительно законно. Это регулируется 152-м федеральным законом о персональных данных, потому что обычно при подаче документов на кредит или при заполнении даже просто анкеты на кредит клиент дает свое согласие на обработку своих персональных данных, он предоставляет эти данные и разрешает банку их проверять.

 — Тогда в чем здесь новшество?

А.К.: Новшество заключается в том, что до нынешнего момента Бюро кредитных историй являлось организацией, которая сугубо предоставляла данные об именно кредитной истории, об истории выплаты по кредиту.

 В данном случае это больше уже напоминает проверку по безопасности, которая помогает по несколько иным признакам, по контактным телефонам выявлять потенциальных неплательщиков. То есть фактически это для банков дополнительный рычаг и дополнительный канал для проверки клиентов на их платежеспособность по службе безопасности.

  — Господин Бочаров, а вы как оцениваете эти предложения?

 Н.Б.: Достаточно интересная, необычная, система оценки, но помимо 152-го федерального закона, также еще есть 218-й закон о кредитных историях, который как раз регулирует деятельность бюро кредитных историй. И как это взаимодействует именно с этим законом, достаточно интересно. По крайней мере, я не уверен в том, что эта услуга этому закону соответствует.

 А.К.: Дело в том, что если говорить о законе о кредитных историях, то согласно ему банк имеет право получать кредитные отчеты на клиента из различных бюро кредитных историй и точно так же имеет право предоставлять информацию в бюро, в свою очередь, уже в рамках действующего кредита. Если в рамках этой юрисдикции все происходит, это не противоречит закону. А идет ли оно вразрез, нужно более детально разбираться в законодательстве.

 — Господин Бочаров, какой сейчас рост неплательщиков по кредитам?

 Н.Б.: В последнем исследовании, которое приводило наше бюро кредитных историй, неплательщики растут лавинообразно.

 — А чем это объясняется?

 Н.Б.: В основном, конечно, это определенная закредитованность людей. Это те люди, которые набирают, набирают кредиты, и впоследствии просто не могут выплачивать в связи того, что кредитная нагрузка растет, а зарплата нет.

 — Эти предложения могут как-то приостановить процесс увеличения роста числа неплательщиков?

 Н.Б.: Это больше инструмент для оценки невозврата для банков. Каким-то образом приостановить тут лавину получения кредитов потенциальными заемщиками достаточно сложно. Но, тем не менее, какую-то более детальную оценку проводить при помощи таких инструментов, я более чем уверен, банки смогут, и, наверное, не давать тем людям, которые могут потенциально не заплатить.

 — Могут ли тут пострадать случайные люди? Например, если мы с вами представим ситуацию: несколько молодых людей живут вместе в съемной квартире, соседи, довольно часто бывает такая ситуация. У них адрес совпадает и кому-то из них, может быть, не дадут кредит, потому что его сосед, проживающий по этому адресу, совершенно другой человек. Они в разных семьях, они не имеют никаких отношений друг с другом, просто живут вместе, и ему кредит не дадут. Такое возможно?

 Н.Б.: Да. Я полагаю, что это будет один из минусов этой системы. Но здесь все нужно проверять на практике, как это будет работать, какова будет именно вероятность таких несовпадений, ошибок.

 А.К.: Такой риск, конечно же, существует, но он всегда определяется сугубо внутренними регламентами конкретного банка. Если клиентам какой-то банк откажет по такой причине, это совершенно не значит, что ему откажут другие. Здесь еще очень многое зависит от того, что в банке происходит, какие лимиты кредитования, насколько банк заточен под то, чтобы выдать кредит, насколько они оценивают свои личные риски. Поэтому не является окончательным стоп-фактором, что этому клиенту везде будут отказывать. Это во многом уже зависит от внутренних моментов.

 По материалам http://www.kommersant.ru